![]() |
| ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ДИРЕКТИВА СОВЕТА 89/109/ЕЭС от 21 декабря 1988 г. О материалах, контактирующих с пищевыми продуктами Директива Совета 89/109/ЕЭС от 21 декабря 1988 г. относительно сближения законодательств стран-членов, касающихся материалов и предметов, контактирующих с пищевыми продуктами Совет европейских сообществ, Учитывая договор о создании Европейского экономического сообщества, в частности, Статью 100А, в сотрудничестве с Европейским парламентом[1], Учитываямнение Комитета по экономическим и социальным вопросам[2], Принимая во внимание, что Директива 76/893/ЕЭС Совета от 23 ноября 1976 г., относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся материалов и предметов, контактирующих с пищевыми продуктами[3], измененная в соответствии с присоединением Испании и Португалии[4], неоднократно перерабатывалась; что в связи с новыми изменениями указанной Директивы следует провести пересмотр положений документов, существующих в данной области, для внесения юридической четкости; Принимая во внимание, что утверждение директивы 76/893/ЕЭС обосновано тем, что расхождения между национальными законодательствами относительно материалов и предметов, контактирующих с пищевыми продуктами, препятствуют свободному товарообмену, что они могут создавать неравные условия конкуренции и могут, следовательно, влиять на организацию и деятельность общего рынка; Принимаяво внимание, что основной принцип настоящей регламентирующей документации должен заключаться в том, чтобы все материалы и предметы, контактирующие согласно их назначению с пищевыми продуктами, независимо от того, является этот контакт прямым или косвенным, должны быть достаточно инертны, чтобы не осаждать на продукты свои компоненты в количестве, представляющем определенную опасность для здоровья людей, изменяя нежелательным образом состав продуктов или их органолептические свойства; Принимаяво внимание, что для достижения этой цели может возникнуть необходимость установить различные типы ограничений, отдельные или в сочетании, а также установить в специальных директивах ограничения, которые способствуют достижению поставленной цели, учитывая техническиехарактеристики, присущие каждой группе материалов и предметов; Принимаяво внимание, что для должного применения материалов и предметов следует предусмотреть соответствующее этикетирование; что правила, согласно которым осуществляется этикетирование, могут меняться в зависимости от того, кому они адресуются; Принимаяво внимание, что настоящая Директива не касается этикетирования материалов, которые в связи с их поведением по отношению к пищевым продуктам не предназначаются для контакта или не должны контактировать с последними; Принимаяво внимание, что разработка специальных директив, направленных на применение основных регламентирующих принципов, а также их модификаций, является мероприятием технического характера, следует поручить принятие указанных мер Комиссии; Принимаяво внимание, что целесообразно запросить мнение научного комитета по проблемам питания людей, учрежденного по решению 74/234/ЕЭС Комиссии[5] прежде, чем принять в рамках специальных директив соответствующие положения, которые могут оказать влияние на охрану здоровья на общественном уровне; Принимаяво внимание, что во всех случаях, когда Совет передает Комиссии полномочия по выполнению правил, действующих в отношении пищевых продуктов, следует предусмотреть процедуру, устанавливающую тесное сотрудничество между государствами-членами и Комиссией в рамках постоянного комитета по пищевым продуктам, учрежденного в соответствии с решением 69/414 ЕЭС Совета[6], ПРИНЯЛ СЛЕДУЮЩУЮ ДИРЕКТИВУ: Статья 1 1. Настоящая Директива применяется по отношению к материалам и предметам, которые на стадии конечной продукции предназначены контактировать или контактируют согласно их назначению с пищевыми продуктами и именуются ниже "материалы и предметы". Материалы, используемые для нанесения покрытия, в том числе материалы, используемые как сырные корки, оболочки для колбасных изделий или для фруктов, которые соединяются с пищевыми продуктами и могут быть употреблены в пищу вместе с продуктами, не регулируются настоящей Директивой. 2. Настоящая Директива применяется по отношению к материалам и предметам, контактирующим с питьевой водой. Однако эта Директива не применяется по отношению к общественным или индивидуальным стационарным установкам для распределения воды. Статья 2 Материалы и предметы должны быть изготовлены в соответствии с установленными правилами с тем, чтобы в нормальных или предполагаемых условиях применения они не давали осаждаться своим компонентам на пищевых продуктах в таком количестве, которое: - представляет опасность для здоровья людей; - приводит к неприемлемому изменению состава продуктов или к изменению органолептических свойств последних. Статья 3 1. Группы материалов и предметов, перечень которых включен в Приложение I, а в случае необходимости сочетание этих материалов и предметов, являются объектами специальных директив. 2. Специальные директивы, включая существующие модификации специальных директив, принимаются в соответствии с процедурой, предусмотренной в Статье 9. 3. Специальные директивы могут включать следующие данные: а). перечень веществ и материалов, применение которых разрешено, за исключением всех остальных (позитивный перечень); b). критерии чистоты указанных веществ и материалов; c). конкретные условия применения этих веществ и материалов и/или материалов и предметов; d). специальные пределы миграции некоторых компонентов или групп компонентов, соединяющихся с пищевыми продуктами; e). общий предел миграции компонентов, соединяющихся с пищевыми продуктами; f). при необходимости, предписания, направленные на охрану здоровья людей против возможного риска, обусловленного контактом с материалами и предметами при потреблении пищи; g). другие предписания, позволяющие обеспечить соблюдение положений Статьи 2; h). основные правила, необходимые для проверки соблюдения положений, указанных в пунктах d), e), f) и g); i). методы отбора проб и методы анализа, необходимые для контроля соблюдения положений, указанных в пунктах а) и g). Предписания, направленные на охрану общественного здоровья, принимаются после проведения консультации с научным комитетом попроблемам питания людей. Они должны отвечать критериям, указаннымв Приложении II. Статья 4 1. В отступление от Статьи 3 государство-член может в том случае, когда перечень веществ и материалов был установлен в соответствии с параграфом 3, пункт а) указанной Статьи, разрешить на своей территории применение вещества или материала, не предусмотренного в этом перечне, при соблюдении нижеперечисленных условий: а). разрешение действует в период, не превышающий 2 лет; b). государство-член должно осуществлять официальный контроль материалов и предметов, изготовленных из сырья, применение которого разрешено; c). изготовленные материалы и предметы должны отличаться специальным индексом, определенным в разрешении. 2. Государство-член сообщает другим государствам-членам и Комиссии о разрешении, принятом во исполнение параграфа 1, в течение 2 месяцев, начиная с момента его вступления в действие. 3. До истечения двухлетнего срока, предусмотренного в параграфе 1, пункт а), государство-член может подать в Комиссию заявку на внесение в перечень, предусмотренный Статьей 3, параграф 2, пункт а), вещества или материала, разрешенного на национальном уровне во исполнение параграфа 1 настоящей Статьи. Одновременно представляются вещественные доказательства, свидетельствующие в пользу внесения в перечень вещества или материала, с указанием способов их применения. Через 18 месяцев после подачи заявки принимается решение на основе данных об охране общественного здоровья, после проведения консультации с научным комитетом по проблемам питания людей и согласно процедуре, указанной в Статье 9,может ли быть вещество или материал включены в перечень, упомянутый в Статье3, параграф 3, пункт а) или требуется разрешение на национальном уровне. Если необходимо принять меры, указанные в Статье 3, параграф 3, пункты b), c) и d), они определяются согласно той же процедуре. В отступление от параграфа 1, пункта а) настоящей Статьи разрешение на национальном уровне остается в силе до принятия решения относительно заявки на включение в перечень. В случае, если решено согласно второму абзацу, что разрешение на национальном уровне должно быть представлено, это решение относится к любому другому разрешению на национальном уровне, касающемуся того вещества или материала, о котором идет речь. Может последовать уточнение, что запрещение использовать это вещество или материал распространяется и на другие виды использования помимо указанных в заявке на включение в перечень. Статья 5 1. Если государство-член констатирует, исходя из обстоятельств, в связи с новыми данными или новой оценкой имеющихся данных, полученных после принятия одной из специальных директив, что применение материала или предмета, даже соответствующего специальной директиве, представляет опасность для здоровья людей, это государство-член может временно запретить или ограничить применение на своей территории правоположений, о которых идет речь. Об этом ставятся в известность другие государства-члены и Комиссия, причем должны быть указаны мотивы принятия такого решения. 2. Комиссия рассматривает безотлагательно в рамках постоянного комитета по пищевым продуктам мотивы, приведенные государством-членом согласно параграфу 1, формулирует свое мнение и принимает соответствующие меры. 3. Если Комиссия считает, что внесение изменений в специальную директиву необходимо для решения проблем, указанных в параграфе 1, с целью охраны здоровья людей, она приступает к выполнению процедуры, предусмотренной в Статье 9 для разработки указанных изменений; в этом случае государство-член, которое приняло меры по охране здоровья людей, может оставить их в силе до принятия изменений. Статья 6 1. В соответствии со специальными директивами материалы и предметы, еще не контактирующие с пищевыми продуктами, должны иметь при выпуске в продажу следующие указания: а). - либо указание "для контакта с пищевыми продуктами" или "годен для пищевых продуктов", - либо специальное указание относительно назначения предмета, например: кофемолка, винная бутылка, суповая ложка, - либо условное обозначение в соответствии с процедурой, указанной в Статье 9; b). - в случае необходимости соблюдаются особые условия применения; c). - либо фамилия и адрес владельца или название фирмы и ее местонахождение, - либо зарегистрированный товарный знак изготовителя или лица, ответственного на стадии переработки, или торговой организации в рамках Сообщества. 2. Указания, предусмотренные в параграфе 1, должны быть представлены четко и разборчиво крупными буквами: а). при продаже конечному потребителю: - либо на материалах и предметах или на упаковке, - либо на этикетках, наклеенных на материалы и предметы или на упаковку, - либо на отдельном ярлыке, прилагаемом к материалам и предметам и хорошо заметном для покупателей; в случае, когда наносится указание, о котором говорилось в параграфе 1, пункт с), эта возможность предоставляется, только если на указанных материалах и предметах нанесение этого указания или приклеивание не может быть осуществлено по техническим причинам ни на стадии изготовления, ни на стадии реализации в торговле; b). на стадии реализации в торговле помимо продажи конечному потребителю: - либо на сопровождающей документации, - либо на этикетках или упаковке, - либо непосредственно на материалах и предметах. 3. Однако указания, предусмотренные в параграфе 1, не являются обязательными для материалов и предметов, которые по своему характеру явно предназначены для контактирования с пищевыми продуктами. 4. Указания, предусмотренные в параграфе 1, пункты а) и b), касаются материалов и предметов, соответствующих: а). положениям Статьи 2, b). специальным директивам или, при отсутствии таковых, национальным правовым положениям. 5. Специальные директивы должны предусмотреть обязательное сопровождение указанных материалов и предметов письменным заявлением, удостоверяющим их соответствие применяющимся правилам. При отсутствии специальных директив государст стр.1Перейти на стр.2 |