Главная страница перейти на главную страницу Serti.ru Поиск законов и стандартов на сайте поиск документов Каталог документов каталог документов Добавить в избранное добавить сайт Serti.ru в избранное










goКодексы

goТехническое регулирование

goДокументы Правительства Москвы

goГТК России

goРоспатент

goГосстрой России

goТехнические комитеты

goКлассификаторы

goГосударственные стандарты России

goГосстандарт России

goГоскомэкология России

goГоскомсанэпиднадзор России

goГосгортехнадзор России

goМЧС России

goМинэнерго России

goМинтруд России

goМинтранс России

goВетеринарно-санитарные правила

goМинсельхоз России

goМинсвязи России

goМПС России

goМПР России

goСанПиН, ГН, МУК, ПДК, ОБУВ

goМинздрав России

goМВД России

goДокументы международных организаций

goПравила и порядки сертификации однородных видов продукции

goДокументы Системы сертификации ГОСТ Р

goОсновополагающие документы по сертификации

goДокументы Правительства Российской Федерации

goЗаконы Российской Федерации

goУтратили силу или отменены






ДИРЕКТИВА СОВЕТА 89/109/ЕЭС

от 21 декабря 1988 г.

О материалах, контактирующих с пищевыми
продуктами




Директива
Совета 89/109/ЕЭС

от 21 декабря 1988 г.

относительно сближения
законодательств стран-членов,

касающихся материалов и
предметов, контактирующих

с пищевыми продуктами

Совет европейских сообществ,

Учитывая договор о создании
Европейского экономического сообщества, в частности, Статью 100А, в
сотрудничестве с Европейским парламентом[1],

Учитываямнение Комитета по экономическим и социальным
вопросам[2],

Принимая во внимание, что Директива 76/893/ЕЭС Совета от 23 ноября
1976 г., относительно сближения законодательств государств-членов, касающихся
материалов и предметов, контактирующих с пищевыми продуктами[3],
измененная в соответствии с присоединением Испании и Португалии[4],
неоднократно перерабатывалась; что в связи с новыми изменениями указанной
Директивы следует провести пересмотр положений документов, существующих в
данной области, для внесения юридической четкости;

Принимая во внимание, что утверждение
директивы 76/893/ЕЭС обосновано тем, что расхождения между национальными
законодательствами относительно материалов и предметов, контактирующих с
пищевыми продуктами, препятствуют свободному товарообмену, что они могут
создавать неравные условия конкуренции и могут, следовательно, влиять на
организацию и деятельность общего рынка;

Принимаяво
внимание, что основной принцип настоящей регламентирующей документации должен
заключаться в том, чтобы все материалы и предметы, контактирующие согласно их
назначению с пищевыми продуктами, независимо от того, является этот контакт
прямым или косвенным, должны быть достаточно инертны, чтобы не осаждать на
продукты свои компоненты в количестве, представляющем определенную опасность
для здоровья людей, изменяя нежелательным образом состав продуктов или их
органолептические свойства;

Принимаяво внимание, что для достижения этой цели может
возникнуть необходимость установить различные типы ограничений, отдельные или в
сочетании, а также установить в специальных директивах ограничения, которые
способствуют достижению поставленной цели, учитывая техническиехарактеристики, присущие каждой группе
материалов и предметов;

Принимаяво внимание, что для должного применения
материалов и предметов следует предусмотреть соответствующее этикетирование;
что правила, согласно которым осуществляется этикетирование, могут меняться в
зависимости от того, кому они адресуются;

Принимаяво
внимание, что настоящая Директива не касается этикетирования материалов, которые
в связи с их поведением по отношению к пищевым продуктам не предназначаются для
контакта или не должны контактировать с последними;

Принимаяво внимание, что разработка специальных
директив, направленных на применение основных регламентирующих принципов, а
также их модификаций, является мероприятием технического характера, следует
поручить принятие указанных мер Комиссии;

Принимаяво внимание, что целесообразно запросить мнение
научного комитета по проблемам питания людей, учрежденного по решению 74/234/ЕЭС
Комиссии[5]
прежде, чем принять в рамках специальных директив соответствующие положения,
которые могут оказать влияние на охрану здоровья на общественном уровне;

Принимаяво внимание, что во всех случаях, когда Совет
передает Комиссии полномочия по выполнению правил, действующих в отношении
пищевых продуктов, следует предусмотреть процедуру, устанавливающую тесное
сотрудничество между государствами-членами и Комиссией в рамках постоянного
комитета по пищевым продуктам, учрежденного в соответствии с решением 69/414
ЕЭС Совета[6],

ПРИНЯЛ СЛЕДУЮЩУЮ ДИРЕКТИВУ:

Статья 1

1.    Настоящая Директива применяется по отношению к материалам и
предметам, которые на стадии конечной продукции предназначены контактировать
или контактируют согласно их назначению с пищевыми продуктами и именуются ниже
"материалы и предметы".

Материалы, используемые для
нанесения покрытия, в том числе материалы, используемые как сырные корки,
оболочки для колбасных изделий или для фруктов, которые соединяются с пищевыми
продуктами и могут быть употреблены в пищу вместе с продуктами, не регулируются
настоящей Директивой.

2.    Настоящая Директива применяется по отношению к материалам и
предметам, контактирующим с питьевой водой. Однако эта Директива не применяется
по отношению к общественным или индивидуальным стационарным установкам для
распределения воды.

Статья 2

Материалы и предметы должны
быть изготовлены в соответствии с установленными правилами с тем, чтобы в
нормальных или предполагаемых условиях применения они не давали осаждаться
своим компонентам на пищевых продуктах в таком количестве, которое:

-      представляет опасность для здоровья людей;

-      приводит к неприемлемому изменению состава продуктов или к
изменению органолептических свойств последних.

Статья 3

1.    Группы материалов и
предметов, перечень которых включен в Приложение I,
а в случае необходимости сочетание этих материалов и предметов, являются
объектами специальных директив.

2.    Специальные
директивы, включая существующие модификации специальных директив, принимаются в
соответствии с процедурой, предусмотренной в Статье 9.

3.    Специальные
директивы могут включать следующие данные:

а).   перечень веществ и материалов, применение
которых разрешено, за исключением всех остальных (позитивный перечень);

b).   критерии чистоты указанных веществ и материалов;

c).   конкретные условия применения этих веществ и материалов и/или
материалов и предметов;

d).   специальные пределы миграции некоторых компонентов или групп
компонентов, соединяющихся с пищевыми продуктами;

e).   общий предел миграции компонентов, соединяющихся с пищевыми
продуктами;

f).    при необходимости, предписания, направленные на охрану здоровья
людей против возможного риска, обусловленного контактом с материалами и
предметами при потреблении пищи;

g).   другие предписания, позволяющие обеспечить
соблюдение положений Статьи 2;

h).   основные правила, необходимые для проверки соблюдения положений,
указанных в пунктах d), e), f) и g);

i).    методы отбора проб и методы анализа, необходимые для контроля
соблюдения положений, указанных в пунктах а) и g).

Предписания, направленные на
охрану общественного здоровья, принимаются после проведения консультации с
научным комитетом попроблемам питания людей.
Они должны отвечать критериям, указаннымв Приложении
II.

Статья 4

1. В отступление от Статьи 3
государство-член может в том случае, когда перечень веществ и материалов был
установлен в соответствии с параграфом 3, пункт а) указанной Статьи, разрешить
на своей территории применение вещества или материала, не предусмотренного в
этом перечне, при соблюдении нижеперечисленных
условий:

а).   разрешение действует в период, не превышающий 2 лет;

b).   государство-член
должно осуществлять официальный контроль материалов и предметов, изготовленных
из сырья, применение которого разрешено;

c).   изготовленные
материалы и предметы должны отличаться специальным индексом, определенным в
разрешении.

2.    Государство-член
сообщает другим государствам-членам и Комиссии о разрешении, принятом во
исполнение параграфа 1, в течение 2 месяцев, начиная с момента его вступления в
действие.

3.    До истечения
двухлетнего срока, предусмотренного в параграфе 1, пункт а), государство-член
может подать в Комиссию заявку на внесение в перечень, предусмотренный Статьей
3, параграф 2, пункт а), вещества или материала, разрешенного на национальном
уровне во исполнение параграфа 1 настоящей Статьи. Одновременно представляются
вещественные доказательства, свидетельствующие в пользу внесения в перечень
вещества или материала, с указанием способов их применения.

Через 18 месяцев после подачи
заявки принимается решение на основе данных об охране общественного здоровья,
после проведения консультации с научным комитетом по проблемам питания людей и
согласно процедуре, указанной в Статье 9,может ли
быть вещество или материал включены в перечень, упомянутый в Статье3, параграф 3, пункт а) или требуется
разрешение на национальном уровне. Если необходимо принять меры, указанные в
Статье 3, параграф 3, пункты b), c) и d), они определяются согласно той же
процедуре. В отступление от параграфа 1, пункта а) настоящей Статьи разрешение
на национальном уровне остается в силе до принятия решения относительно заявки
на включение в перечень.

В случае, если решено
согласно второму абзацу, что разрешение на национальном уровне должно быть
представлено, это решение относится к любому другому разрешению на национальном
уровне, касающемуся того вещества или материала, о котором идет речь. Может
последовать уточнение, что запрещение использовать это вещество или материал распространяется
и на другие виды использования помимо указанных в заявке на включение в
перечень.

Статья 5

1.    Если
государство-член констатирует, исходя из обстоятельств, в связи с новыми
данными или новой оценкой имеющихся данных, полученных после принятия одной из
специальных директив, что применение материала или предмета, даже
соответствующего специальной директиве, представляет опасность для здоровья
людей, это государство-член может временно запретить или ограничить применение
на своей территории правоположений, о которых идет речь. Об этом ставятся в
известность другие государства-члены и Комиссия, причем должны быть указаны
мотивы принятия такого решения.

2.    Комиссия
рассматривает безотлагательно в рамках постоянного комитета по пищевым
продуктам мотивы, приведенные государством-членом согласно параграфу 1,
формулирует свое мнение и принимает соответствующие меры.

3.    Если Комиссия
считает, что внесение изменений в специальную директиву необходимо для решения
проблем, указанных в параграфе 1, с целью охраны здоровья людей, она приступает
к выполнению процедуры, предусмотренной в Статье 9 для разработки указанных
изменений; в этом случае государство-член, которое приняло меры по охране
здоровья людей, может оставить их в силе до принятия изменений.

Статья 6

1.    В
соответствии со специальными директивами материалы и предметы, еще не
контактирующие с пищевыми продуктами, должны иметь при выпуске в продажу
следующие указания:

а).   -      либо указание
"для контакта с пищевыми продуктами" или "годен для пищевых
продуктов",

-      либо специальное указание относительно назначения предмета,
например: кофемолка, винная бутылка, суповая ложка,

-      либо условное обозначение в соответствии с процедурой,
указанной в Статье 9;

b).   -      в случае
необходимости соблюдаются особые условия применения;

c).   -      либо
фамилия и адрес владельца или название фирмы и ее местонахождение,

-      либо зарегистрированный товарный знак изготовителя или лица,
ответственного на стадии переработки, или торговой организации в рамках
Сообщества.

2.    Указания,
предусмотренные в параграфе 1, должны быть представлены четко и разборчиво
крупными буквами:

а).   при продаже конечному потребителю:

-      либо на материалах и предметах или на упаковке,

-      либо на этикетках, наклеенных на материалы
и предметы или на упаковку,

-      либо на отдельном ярлыке, прилагаемом к материалам и предметам
и хорошо заметном для покупателей; в случае, когда наносится указание, о
котором говорилось в параграфе 1, пункт с), эта возможность предоставляется,
только если на указанных материалах и предметах нанесение этого указания или
приклеивание не может быть осуществлено по техническим причинам ни на стадии
изготовления, ни на стадии реализации в торговле;

b).   на стадии реализации в торговле помимо продажи конечному
потребителю:

-      либо на сопровождающей документации,

-      либо на этикетках или упаковке,

-      либо непосредственно на материалах и предметах.

3.    Однако указания,
предусмотренные в параграфе 1, не являются обязательными для материалов и
предметов, которые по своему характеру явно предназначены для контактирования с
пищевыми продуктами.

4.    Указания,
предусмотренные в параграфе 1, пункты а) и b),
касаются материалов и предметов, соответствующих:

а).   положениям Статьи 2,

b).   специальным директивам или, при отсутствии таковых, национальным
правовым положениям.

5.    Специальные директивы должны предусмотреть обязательное
сопровождение указанных материалов и предметов письменным заявлением,
удостоверяющим их соответствие применяющимся правилам.

При отсутствии специальных
директив государст

стр.1Перейти на стр.2